телефоны адвокатского объединения (044) 228-72-63, (044) 228-72-53

Вы здесь

Проверки инспекторов труда: чего ждать?

Понедельник, 26 июня, 2017

16 мая 2017 вступил в силу Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 26.04.2017 № 295 (далее - Постановление).

Постановление определяет новые формы и правила осуществления контроля за соблюдением законодательства о труде, значительно расширяет полномочия инспекторов труда и вносит изменения в порядок применения штрафов за нарушение законодательства о труде.

Согласно постановлению, исполнительные органы городских советов городов областного значения и сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных общин (далее - исполнительные органы советов) получили два дополнительные полномочия: осуществлять на соответствующих территориях контроль за соблюдением законодательства о труде и занятости населения и накладывать штрафы за нарушение такого законодательства. Инспектором труда может быть должностное лицо органов Гоструда, а может быть и должностное лицо исполнительного органа совета.

Инспектор труда при проведении инспекционного посещения обязан иметь при себе только служебное удостоверение, информация о котором должна быть внесена в реестр удостоверений Гоструда. Направление на проведение инспекционного посещения не требуется.

Продолжительность инспекционного посещения, невыездной инспекции не может превышать 10 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства - двух рабочих дней.

Постановлением установлен перечень оснований и информации для проведения инспекторами труда инспекционных посещений (или невыездных инспекций в отдельных случаях), к которым относятся, в частности, обращение работника о возбуждении в отношении него законодательства о труде или обращения физического лица, в отношении которого нарушены правила оформления трудовых отношений.

Кроме того, инспекционные посещения могут проводиться на основании информации, полученной от Государственной службы статистики Украины, Государственной фискальной службы Украины, Пенсионного фонда Украины, профсоюзных органов, а также на основании решения руководителя органа Гоструда или местного самоуправления по результатам анализа информации в СМИ. Например, информация ГФС о несоответствии количества работников работодателя объемам производства по сравнению со средним показателем по соответствующему виду деятельности; информация ПФУ о существенных сокращениях, значительном количестве гражданско-правовых договоров с физическими лицами, большом количестве лиц, работающих на условиях неполного рабочего дня и т.п.

Перечень прав инспекторов труда постановлением значительно расширен. По сути - «заходи куда хочешь, делай что хочешь» лишь на основании служебного удостоверения.

Например, они беспрепятственно, без предварительного уведомления имеют право: самостоятельно и в любое время суток проходить в любые помещения предприятия, один или в присутствии свидетелей задавать руководителю и / или сотрудникам предприятия вопросы, касающиеся законодательства о труде, получать из указанных вопросов устные и / или письменные объяснения; на предоставление рабочего места с возможностью ведения конфиденциального разговора с работниками относительно предмета инспекционного посещения; фиксировать проведения инспекционного посещения по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений средствами аудио-, фото- и видеотехники.

Среди запретов: им запрещено изымать у объектов посещения оригиналы их финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов; компьютеры и их части и тому подобное.

При проведении инспекционного посещения, предприниматель имеет право проверять у инспектора труда наличие служебного удостоверения и не допускать к проведению инспекционного посещения в случаях: - отсутствия служебного удостоверения; - если на официальном сайте Гоструда отсутствуют решения Минсоцполитики о формах служебного удостоверения инспектора труда, акта, справки, предписания, требования, перечень вопросов, подлежащих инспекции; - если срок проведения инспекционного посещения превышает установленные сроки.

Порядком предусмотрена возможность подать замечания к акту, составленному по результатам инспекционного посещения, на которые инспектор труда обязан отреагировать письменным мотивированным ответом.

Предписание выносят не позднее чем в течение следующего рабочего дня после подписания акта (отказа от подписания). При наличии замечаний его принимают на следующий день после рассмотрения таких замечаний.

В случае выполнения предписания, меры по привлечению к ответственности не применяются, за исключением случаев, когда речь идет о фактах несвоевременной выплаты заработной платы или выплаты ее не в полном объеме, использование труда неоформленных работников, несоблюдение минимальных гарантий в оплате труда. Тогда меры по привлечению к ответственности применяются сразу одновременно с внесением предписания.

Указанные порядки, будучи только разработанными и вынесенными на обсуждение, подверглись критике как со стороны бизнеса, так и со стороны Государственной регуляторной службы как такие, которые не соответствуют действующим законам Украины. Несмотря на это, их утвердили почти в первоначальной редакции.

В частности, нормы Постановления противоречат ст. 7 Закона "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" (далее - Закон), согласно которой, должностное лицо органа государственного надзора (контроля) без направления на осуществление мероприятия и служебного удостоверения не имеет права осуществлять государственный надзор (контроль ) предприятия. Субъект хозяйствования имеет право не допускать должностных лиц органа государственного надзора (контроля) к осуществлению мероприятия, если они не предъявили документов, предусмотренных настоящей статьей.

Кроме того, в ст. 4 Закона предусмотрено, что плановые и внеплановые мероприятия осуществляются в рабочее время субъекта хозяйствования, который установлен его правилами внутреннего трудового распорядка, в присутствии руководителя или его заместителя, или уполномоченного лица субъекта хозяйствования.

Таким образом, налицо правовая коллизия относительно оснований для недопуска инспекторов труда к проведению проверки.

Как видим, такое «упрощение» требований законодательства приведет в дальнейшем к многочисленным противоречиям и неоднозначным трактовкам.

Учитывач значительные штрафные санкции, которые имеют право применять органы Гоструда, к проверкам указанных органов лучше быть готовым и знать как себя вести с их инспекторами чтобы иметь шансы хоть как-то защититься от непомерных штрафов и уберечь свой бизнес, ведь для некоторых предпринимателей штраф в размере 320 000 или даже 96 000 гривен - будет означать банкротство.

В ситуациях, где «ставки столь высоки», лучше посоветоваться со специалистами, для которых постоянное взаимодействие с контролирующими органами - неотъемлемая часть профессии и которые смогут использовать свой опыт для защиты ваших интересов.