телефоны адвокатского объединения (044) 228-72-63, (044) 228-72-53

Вы здесь

Новая система контроля качества продуктов питания

Понедельник, 11 сентября, 2017

С 4 апреля 2018 года в Украине заработает новая система контроля качества пищевых продуктов, введенная Законом Украины «О государственном контроле за соблюдением законодательства о пищевых продуктах, кормах, побочных продуктах животного происхождения, здоровье и благополучии животных». (Далее - Закон). Для введения в действие новой системы необходимо принять еще более 40 подзаконных актов.

Действие Закона распространяется на отношения в сфере государственного контроля деятельности операторов рынка, осуществляющих производство и / или оборот пищевых продуктов, других объектов санитарных мероприятий и / или кормов, в том числе ввоза (пересылки) на таможенную территорию Украины пищевых продуктов и / или кормов, с целью проверки этой деятельности на соответствие законодательству.

Под действие закона не будут подпадать отношения по защите жизни и здоровья растений, пищевых продуктос, кормов, побочных продуктов животного происхождения, предназначенных (произведенных) для собственного потребления (использования) и операции по ввозу на таможенную территорию Украины животных, кроме тех, которые предназначены для потребления человеком живыми.

По новому Закону функции по организации и проведению проверок безопасности и качества пищевых продуктов окончательно передаются в одно государственное учреждение – Госпродпотребслужба.

Новым также является внедрение риск-ориентированного подхода к проверкам - чем ниже уровень риска, который составляет продукция и деятельность данного предприятия, тем с меньшей частотой его будут проверять. К высокой степени риска относятся производители и продавцы мяса, рыбы, молока, яиц, к низкому - масла, соков, хлеба и тому подобное.

Также реже будут проверять предпринимателей, в отношении которых нет жалоб, и которые успешно прошли предыдущие проверки.

Внепланового же визита инспекторов Госпродпотребслужбы можно будет ожидать, в частности, в случае представления надлежащим образом обоснованной жалобы на деятельность предприятия со стороны его коллег-партнеров или конкурентов.

В случае риска для жизни и здоровья людей, проверка субъектов хозяйствования будет осуществляться без предупреждения, но в соответствии с утвержденным исчерпывающим перечнем вопросов.

Законом предусмотрен обязательный осмотр государственным ветеринарным инспектором животных на бойнях пред убоем и после убоя, контроль свежего мяса, молока, рыбы, порядок импорта такой продукции, исследования пищевой цепи и тому подобное.

Одной из главных новаций является право инспекторов без предупреждения проверять мясоперерабатывающие предприятия, а также бойни.

Если гигиенические нормы на этих объектах нарушаются настолько, что возникает угроза для животных или для потребителей, инспекторы имеют право не позднее следующего дня со дня выявления нарушения законодательства, своим постановлением прекращать деятельность предприятия сроком на 10 дней. Это с одной стороны позволит остановить поток продуктов, угрожающих людям, но с другой - возникает риск манипуляций и злоупотреблений со стороны инспекторов.

Такое решение вступает в силу с момента вручения его оператору рынка и обнародования на официальном веб-сайте Госпродпотребслужбы и действует в течение определенного таким решением срока, но не более предельного срока, то есть 10 рабочих дней.

Если для устранения нарушения законодательства оператором рынка необходимо прекратить производство или оборот пищевых продуктов (или кормов) на время, превышающее предельный срок, главный государственный инспектор (главный государственный ветеринарный инспектор) обращается в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Украины, в суд с иском об обязательстве оператора рынка временно прекратить такое производство.

В такой ситуации, предприятие имеет право возобновить свою работу после той даты, с которой постановление инспектора или суда теряют свою силу.

Инспекторы также смогут выносить решение об уничтожении или изъятия из обращения опасных пищевых продуктов и / или кормов. При необходимости инспекторы Госпродпотребслужбы смогут привлекать полицейских к проведению контроля на предприятиях.

Кроме того, инспектор не сможет проверять предприятие, аудитом которого он занимался два предыдущих года.

Местные управления Госпродпотребслужбы обязаны публиковать на своих сайтах информацию о результатах проверок предприятий.

Закон предусматривает, что в случае попадания в розничную торговлю опасных для жизни и здоровья пищевых продуктов, Госпродпотребслужба немедленно после выявления этого факта публикует на своем сайте информацию, которая позволяет потребителям идентифицировать соответствующий товар. Если оператор рынка не согласен с результатами первого лабораторного исследования, он имеет право требовать проведения так называемого арбитражного исследования, результаты которого являются окончательными.

Законом предусмотрено, что заинтересованный оператор рынка может просить провести арбитражное исследование в выбранной им аккредитованной лаборатории. Если Госпродпотребслужба сомневается в том, что такая лаборатория будет беспристрастной - арбитражное исследование проводится иностранной аккредитованной лабораторией, которая имеет соответствующий статус.

Понесенные оператором рынка затраты на оплату арбитражного исследования, которым опровергнуто выводы первоначального лабораторного исследования, компенсируются Госпродпотребслужбой.

Во время забора образцов продукции для лабораторных исследований государство будет оплачивать стоимость одного такого образца, а производитель получит второй образец - для параллельной независимой экспертизы. Кроме того, Законом предусмотрены случаи, когда государственный контроль финансируется за счет операторов рынка, в частности в случаях осуществления осмотра животных на бойнях пред убоем и после убоя и проведения внеплановых мероприятий государственного контроля.

Законом установлены значительные штрафы за правонарушения в сфере безопасности пищевых продуктов (за некоторые нарушения - от 30 минимальных заработных плат), однако для определенных правонарушений предусмотрено смягчение: в случае совершения их впервые за последние три года штраф не применяется.

Если оператор рынка не считает себя виновным, то вправе обжаловать соответствующее решение о применении штрафа, как в административном, так и в судебном порядке.

В случае судебного обжалования решения о применении штрафа, бремя доказывания факта нарушения законодательства оператором рынка, будет нести именно Госпродпотребслужба, поэтому если госинспектор не обеспечит надлежащих доказательств правонарушения, то суд примет решение о незаконности штрафа и его отмене.

Очевидно, что введенные в последние годы новации законодательства в сфере оборота пищевых продуктов требуют от операторов рынка дополнительных усилий для организации своего производственного процесса с учетом новых правил и для защиты своих интересов в случае прохождения соответствующих контрольных процедур. В связи с этим рекомендуем готовиться к визиту инспектора Госпродпотребслужбы заранее и привлекать к процессу такой подготовки не только пищевых технологов, но и адвокатов, которые помогут защитить интересы вашего предприятия от злоупотреблений чиновников.