телефоны адвокатского объединения (044) 228-72-63, (044) 228-72-53

Вы здесь

Касательно моратория на проведение проверок бизнеса

Вторник, 19 июня, 2018

Касательно моратория на проведение проверок бизнеса

Мы все помним, что для бизнеса год начался с хороших новостей - два месяца действовал мораторий на проведение плановых проверок контролирующими органами, а внеплановые можно было проводить только в исключительных случаях. Это определялось Законом Украины «О временных особенности осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». Но с 23.02.2018 года вступило в силу Постановление № 1104, которым КМУ определил перечень органов, на которые не распространяется действие моратория. Поэтому все органы, что могут проводить проверки, фактически распределены на три группы, наделенные разным объемом прав по проведению проверок:

1 группа - для которой ничего не изменилось

Большинство контролирующих органов при проведении проверок руководствуются Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» (далее - Закон 877) - он определяет основания и порядок проведения проверок, права контролирующих органов и субъектов хозяйствования, однако на некоторые органы он не распространяется и они будут проводить проверки в соответствии со своими отдельными законами, ведь мораторий на проверки не имеет к ним отношения.

Это следующие органы:

- Национальный банк Украины,

- Таможни ГФС,

- Государственная служба экспортного контроля Украины,

- Государственная аудиторская служба Украины,

- Антимонопольный комитет Украины,

- Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания,

- Органы рыночного надзора (Укртрансбезопасность; Госархстройинспекция; ДСНС (пожарные); Гоструда; Гослекслужба; Госэкоинспекция; Госпродпотребнадзор) - по контролю соответствия непищевой продукции установленным требованиям. Перечень продукции, подлежащей контролю и компетенция каждого из органов рыночного надзора и контроля непищевой продукции определены в Постановлении Кабмина № 1069 от 28.12.2016р.

2 группа - выведенные из-под моратория

Постановлением КМУ № 1104 определены органы, которые полностью выведены из-под действия моратория на проверки. Например, Госгеокадастр, который контролирует соблюдение земельного законодательства, использования и охраны земель всех категорий и форм собственности, соблюдения требований к плодородию почв.

Особенности проведения внеплановых проверок органами, выведенными из-под моратория:

Есть сферы, проверки в которых регулируются как Законом №877, так и отдельными «специальными» законами. Например, ГАСК и местные органы архитектурно-строительного контроля руководствуются ЗУ "О регулировании градостроительной деятельности". Некоторые положения Закона № 877 распространяются на эти органы, но основания внеплановых проверок всегда определяются профильными законами.

В частности:

- ДФС - Налоговый кодекс Украины, Таможенный кодекс Украины;

- Государственная инспекция ядерного регулирования Украины - ЗУ «Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности»;

- ГАСК, Департамент по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля города Киева, Исполнительные органы по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля сельских, поселковых, городских советов - ЗУ "О регулировании градостроительной деятельности";

- Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг - ЗУ «О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг»;

- Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку - ЗУ «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине», решение НКЦБФР № 161 и № 1178;

- Государственная авиационная служба Украины - Воздушный кодекс Украины;

- Органы лицензирования: Минприроды, Гослекслужба, Гоструда - ЗУ «О лицензировании видов хозяйственной деятельности»;

- Гоструда и исполнительные органы городских советов городов областного значения и сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных общин - Постановление КМУ №295 от 26.04.2017г.;

После 23 февраля проверки всех этих органов вывели из-под действия моратория, поэтому с 23 февраля они могут проводить проверки в обычном режиме.

Другая часть контролирующих органов, которые выведены из-под моратория - могут проводить внеплановые проверки только при наличии оснований, определенных Законом №877. 

В частности это:

1. Государственная экологическая инспекция Украины, но только в части контроля за соблюдением требований законодательства по экологической и радиационной безопасности.

2. Государственная служба Украины по лекарственным средствам и контроля за наркотиками.

3. Государственная служба специальной связи и защиты информации Украины.

4. Государственная служба геологии и недр Украины.

5. Государственная служба Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра.

6. Государственная служба Украины по вопросам труда.

7. Государственная служба Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (но только в части осуществления ветеринарно-санитарного контроля; контроля за соблюдением санитарного законодательства; контроля за безопасностью и отдельными показателями качества пищевых продуктов; контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей; государственного надзора в сферах карантина и защиты растений.

8. Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям, и только в части осуществления контроля по объектам социальной сферы (учреждения оздоровления и отдыха детей; интернаты; учреждения дошкольного, общего среднего, профессионального (профессионально-технического) и специализированного образования) и субъектов хозяйствования с высокой степенью риска.

Основания для проведения внеплановой проверки этими органами:

1. Инициатива самого предприятия;

2. Выявление недостоверных данных в документах обязательной отчетности, если предприятие не уточнил данные в течение месяца со дня предоставления документа;

3. Проверка выполнения предписаний / распоряжений, которые контролирующий орган вынес по результатам предыдущей проверки;

4. Непредставление предприятием обязательной отчетности два отчетных периода подряд;

5. Поручение премьер-министра Украины о проверке предприятий в соответствующей сфере;

6. Авария, смерть потерпевшего в результате несчастного случая или профессионального заболевания, которые были связаны с деятельностью предприятия.

При проведении внеплановой проверки контролирующие органы могут проверять только те обстоятельства, которые стали основанием для проведения внеплановой проверки.

Плановые же проверки можно проводить только в соответствии с годовыми планами, контролирующие органы утверждают и обнародуют на своих сайтах до 1 декабря.

3 группа - те, что остаются под действием моратория до конца 2018 года

Закон запрещает таким органам в 2018 году проводить плановые проверки всех предприятий и физических лиц-предпринимателей.

Предусмотрено шесть оснований для проведения внеплановых проверок такими органами:

1. Жалоба физического лица (если согласие на такую проверку предоставит Государственная регуляторная служба Украины);

2. Инициатива самого предприятия;

3. Решение суда;

4. Авария, смерть потерпевшего в результате несчастного случая (если это связано с деятельностью предприятия);

5. Событие, которое имеет значительное негативное влияние на человека, окружающую среду и безопасность государства. Пока никто не знает, что это за такие события, потому что критерии для определения негативного воздействия должен установить Кабинет Министров Украины;

6. Проверка выполнения предписания, вынесенного по результатам предыдущей проверки.

Этот перечень является исчерпывающим.

Закон № 877 предусматривает право предприятия не допускать инспекторов к проведению проверки, если контролирующий орган не утвердил и не обнародовал на своем сайте унифицированную форму акта проверки, в которой изложил перечень вопросов, подлежащих проверке, в зависимости от степени риска. 

Как видим, в данной сфере существует много нюансов, поэтому, чтобы не потерять драгоценное время и средства, рекомендуем обращаться за профессиональной помощью к нашим адвокатам для своевременного и правильного реагирования во всех спорных ситуациях.